Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главными рыночными регуляторами, независимо от его конкретного вида, являются: цена, спрос и предложение. В процессе взаимодействия спрос и предложение определяют рыночную цену. Цена, в свою очередь. Растет, чтобы ограничить спрос и стимулировать рост предложения, и снижается, чтобы стимулировать спрос и ограничить предложение.
Указанный процесс взаимодействия, в чистом виде, осуществляется в условиях совершенной рыночной конкуренции:
- между продавцом (производителем) и потребителем товаров и услуг;
- между продавцами (производителями);
- между потребителями;
- между товарами заменителями.
В реальных условиях хозяйствования влияние рыночной конкуренции искажает экономическое влияние государства и монополий, а также неэкономические факторы (политика, профсоюзы, природные факторы).
Таким образом, спрос и предложение под действием рыночных и нерыночных регуляторов и факторов имеют свойство изменять свой объем, т.е. являются эластичными. Это происходит потому, что поведение потребителей товаров и услуг (объем спроса) меняется под воздействием:
- изменения цены товара, который намерены приобрести;
- динамики цен товаров-заменителей;
- изменению цен соединенных товаров;
- изменению собственного дохода.
Поведение продавцов (производителей) или объем предложения меняется под воздействием как ценовых, так и неценовых факторов.
Поэтому, определение конкретной величины чувствительности (эластичности) спроса и предложения имеет важное практическое значение для принятия конкретных предпринимательских решений, а тема «Понятие, виды и практическое значение показателей эластичности» является актуальной в сфере принятия управленческих решений по определению объема предложения, изменения цен предпринимателями в ответ на изменения спроса, доходов потребителей, цен на товары-заменители и соединенные товары.
Цель курсовой работы – дать характеристику видам эластичности спроса и предложения, раскрыть практическое значение показателей эластичности.
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «эластичность» спроса и предложения;
- дать характеристику видам эластичности спроса;
- дать характеристику эластичности предложения;
- рассмотреть методику расчета показателей эластичности спроса и предложения;
- раскрыть практическое значение показателей эластичности для хозяйственной деятельности.
Объектом курсовой работы является процесс изменения спроса и предложения под воздействием рыночных фактов (цен товаров, доходов потребителей, цен товаров-заменителей, соединенных товаров, издержек производства).
Предметом курсовой работы являются показатели эластичности спроса и предложения, их практическое значение для хозяйственной деятельности.
В процессе выполнения курсовой работы использовались современные отечественные и иностранные учебные и научные публикации (см. список литературы).
Результаты курсовой работы могут применяться в процессе принятия предпринимательских решений в сфере ценовой политики. Изменения объема предложения товаров и услуг в ответ на изменения цен и спроса на рынке.
1. Понятие эластичности спроса и предложения, ее виды и показатели
1.1 Понятие эластичности спроса: ее виды и показатели
Наблюдения за рыночным поведением покупателей, позволяет констатировать, что при покупке товаров и услуг он ориентируется не только на изменения цены, но также на свой доход, наличие товаров заменителей и соединенных товаров, вкусы, моду, и т.д. Поэтому их реакция на смену рыночной коньюктуры будет различной. Для одних товаров даже незначительное изменение цены или дохода может вызвать значительные изменения в объеме покупок, а для других товаров даже значительное повышение или снижения цены, или дохода будет мало заметным. Свойство спроса изменять свой объем («растягиваться» или «сжиматься») в ответ на изменения рыночной коньюктуры получило название эластичности спроса Практика измерения изменения объема спроса доказала, что степень чувствительности функционально связанных между собой величин можно измерять в абсолютных показателях как производную функции
В=f(х) (1.1)
Также ее можно измерять в относительных показателях как соотношения процентных изменений. Относительный показатель имеет преимущества в потому, что он не зависит от единиц измерения. Поэтому в практике расчета показателей эластичности, как правило, применяется показатель относительных изменений. [3, с. 146]
В микроэкономическом анализе применяется несколько видов эластичности спроса в зависимости от исследуемого явления и факторов, влияющих на изменения спроса или предложения. Исходя из вышеуказанного, выделим следующие виды эластичности:
прямая (ценовая) эластичность спроса (Еdp);
эластичность спроса по доходу (Еdr);
перекрестную эластичность спроса (Еdxy); [7, с.27]
Прямая (ценовая) эластичность спроса – это реакция спроса в ответ на изменение цены. Показатель Еdp - это соотношение процентного изменения объема спроса на товар и процентного
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалавр: Микроэкономика / Под ред. Юданова А.Ю. М.:КноРус, 2015.
777 с.
Гродский В. С. Экономическая теория. Учебное пособие / В. С. Гродский - СПб: Питер, 2013. – 208 с.
Ивасенко А.Г Микроэкономика. Учебное пособие/ А.Г. Ивасенко., Никонова Я.И. - М: Кнорус, 2013. – 280 с.
Маховикова Г.А. Микроэкономика. Учебник для бакалавров Г.А. Маховикова – М.Юрайт-Издат, 2013. – 268 с.
Мэнкью Н. Микроэкономика / Н.. Мэнкью., М. Тейлор - СПб: Питер, 2013. – 544 с.
Мэнкью Н.Экономикс/ Н. Мэнкью, М.Тэйлор - 2-е изд. - М.: 2013. - 656 с.
Носова С.С Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник/С.М. Носова - М: Кнорус, 2013. – 472 с.
Носова С.С. Микроэкономика. Конспект лекций: учебное пособие. С.С.Носова. - М: Кнорус, 2013. – 224 с.
Симкина Л.Г. Микроэкономика (для бакалавров) М.: КноРус, 2013. - . 357 с.
Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика (для бакалавров) -М.: КноРус, 2013 -. 320 с.
Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Под ред. Журавлевой Г.П. - 3-е изд. - М.: 2014. - 920 с.